Школьный музей
С чего же начинается наш музей?
Руководитель группы Гвоздецкая Л. М. вспоминает, как ее, тогда еще молодую учительницу русского языка и литературы, попросили в районном обществе охраны памятников (Чекунова В.А.) дать описание памятника А.К. Николенко, воздвигнутому в центре с. Родниковского. Учительница добросовестно выполнила поручение, ее работа была отмечена в районной газете "Заря". Потом уже на одном из уроков русского языка вместо описания памятника А.С. Пушкина в Москве Любовь Михайловна предложила ученикам описать памятник погибшим односельчанам, предварительно собрав материал об авторах, исполнителях и т. д. Эта работа заинтересовала ребят.
Лучшие сочинения до сих пор хранятся в музее.
В 1981 году была объявлена всесоюзная операция "Летопись Великой Отечественной". Учащиеся 6 класса под руководством своего классного руководителя включились в нее с большим желанием. Была поставлена цель, началась плановая поисковая работа.
Ребята пошли к ветеранам и вручили анкеты. Начался кропотливый труд взрослых и детей...
А 8 мая на праздничном "огоньке" ребята уже показали ветеранам готовый альбом с их воспоминаниями. И потом уже стало традицией: на праздничных "огоньках" не только чествовать ветеранов, но и отчитываться перед ними о своей поисковой работе.
Встречи с вдовами, детьми войны, ветеранами труда помогли ребятам собрать материал о селе в годы ВОВ.
Ребята почувствовали, как важен их труд, как он своевременен, т. к. очевидцев того страшного времени становится все меньше и меньше.
А когда в 1987 году польский писатель Януш Пшимановский обратился к советским телезрителям с просьбой помочь ему в создании книги "Память" о русских воинах, погибших при освобождении Польши от фашизма, наши следопыты откликнулись в числе первых, т. к. двое наших односельчан сложили головы в далекой Польше. Это Гопанюк И. П. и Винников Г. Н.
Ребята вместе с родственниками погибших оформили документы, попросили выяснить, где именно похоронен Винников Г.Н., т. к. о Гопанюке И. П. они все узнали из "похоронки".
Через несколько месяцев ребята получили положительный ответ.
Это письмо еще больше воодушевило поисковую группу. Ребята решили узнать и о том, как сражались наши односельчане на фронте.
Собранного материала хватило для открытия комнаты Боевой славы. Теперь уже здесь проходили встречи с ветеранами, прием в пионеры, сборы, героические поверки.
Шли годы... Одни члены группы покидали стены школы, им на смену приходили другие. Ставились новые цели, совершенствовались методы работы. Но основным источником информации остались рассказы и воспоминания очевидцев. Именно они хранители памяти. Появились новые исторические документы: фотографии, письма, грамоты, вырезки из старых газет.
В архивных материалах Арзгирского комитета ВЛКСМ В. А. Чекунова нашла и передала Любови Михайловне письмо Потапа Николенко, секретаря первой комсомольской ячейке в Байчаре (так раньше называлось наше село). Из этого письма ребята узнали о жизни села с 1924 по 1930 годы, о деятельности комсомольцев.
все помогали следопытам. Но особенно большой вклад в создание музея внесли Сивцев Г. И., Дроздов Т. Я., Лукаш С. Т., Лукаш А. А., Лысенко Г. Ф., Загурская М. Г., Лукаш А. Т. Они не только отдали ребятам дорогие реликвии, но и сами часто приходили в школу, давали советы, куда обратится, говорили, кто еще может помочь в сборе информации.
И вот 9 мая 1989 года состоялось торжественное открытие музея. Сразу же после митинга все жители села и гости пришли в школу. Право открыть музей было предоставлено одной из первых следопытов Баркаловой Ирине и ветерану Великой Отечественной войны Лукашу Степану Тимофеевичу. Этот день запомнился многим навсегда. Особенно яркое впечатление оставили букеты сирени у фотографий живых ветеранов войны и труда - погибших - символ скорби и светлой памяти...
Наш музей - это поистине собранный по крупицам островок памяти. И чтобы он не утонул в пучине равнодушия и повседневных забот, мы должны очень много работать: проводить экскурсии для учащихся школы, родителей, гостей, писать сочинения на поисковом материале, обмениваться опытом работы с другими школами.
|
|
|
|